18 окт. 2012 г.

До 12.10 и старше | Как это было


Привет! Сегодня мы поговорим о релизах популярного дистрибутива Убунту. (Внезапно!)
Многое из сказанного будет скорее чисто субъективно, будет содержать мало технических данных, без фанатизма и вообще он больше ностальгический... Публикуя этот материал я не претендую ни на что.
Однако, если вы заметите неточности, прошу сообщить о них в комментариях.

С момента моего знакомства с данным дистром прошло более трех лет. Знакомство было быстрым... и как позже выяснилось, бесповоротным.
На моем ноутбуке Dell Inspiron 1501 в тот момент пребывала хваленая уютненькая семерочка с кривыми дровами на видеокарту(возможно их вскоре допилили), которые клали аэро и вообще 3д. До этого долго трудилась старушка ХР. И вроде все было прилично и привычно. Мелки глюки, обновления, подвисания, антивирус, чистка реестра- словом стандартные вещи.
Но падения и бсоды, хоть и не частые, но меткие способствовали искать альтернативу и вновь обратиться к линуксу(До этого я уже работал с Мендрейком, но не сошлись характерами).
И вот я на сайте Каноникла заполняю форму для отправки диска...

Вот с этого и начнем нашу историю.



Диски раньше высылались абсолютно бесплатно любому желающему в любую точку мира. И диск действительно пришел. Диск заказывал ради интереса и коробочки, ведь форму я заполнял из свежеустановленной Кубунту 9.04... На тот момент мне очень импонировали кеды. очень красиво, в некотором смысле вендово, много настроек и приятный интерфейс.
Однако кода пришли долгожданные дисочки с Убунту и Кубунту я все-таки выбрал Гном(тогда еще второй) как среду обитания... и не ошибся.


Компьютер зажил новой жизнью и вдохнул полной грудью. Из всех драйверов мне понадобились только Вайфайные, так сказать, о чем система радостно сообщила после запуска и предложила их скачать. И до сих пор проблем не имею. Даже пресловутая видяха Х1150(поддержка которой вскоре закончилась) не омрачала присутствие Убунты на компе... скорее ее присутствие приводило меня в восторг. Так быстро мой комп не работал никогда. Радовало то, что установка софта была настолько проста, что я даже смущался и скучал, нажимая кнопку "Установить". А отсутствие вирусов(и отсутствие антивируса), и высокая безопасность заставили полностью расслабиться при серфинге.


Но время течет и меняет все на своем пути.
Вышел самый удачный и очень всеми любимый релиз 10.04 ЛТС. Это вершина популярности, стабильности, неприхотливости и производительности. Она могла работать на приличной "скорости" не только на современном производительном железе, но и на компах прошлых поколений, чем и завоевала любовь пользователей и рейтинги популярности. Лояльность к ресурсам- это, согласитесь, неплохой показатель при выборе ОС.
На самом деле, говорить о всех достоинствах этого релиза бессмысленно. Уже было много сказано и разжевано.
Простоял он лично у меня до революционного релиза 11.10. Почему революционного спросите вы? "Был же 11.04- там тоже Юнити"- скажет кто-то. Я объясню: 11.10 уже нчал переход на GTK-3... понимаете, к чему я клоню? Да! В нашу жизнь проникло нечто- Гном обновился и изменил направление своего развития. В плохую или хорошую сторону? На мой личный взгляд- в лучшую. "Почему?- спросите вы,- Гномощель убога и неюзабельна!" И ошибетесь. Конечно попервась оно было сыровато, но развилось в полноценную юзабельную и удобную среду, хоть и непривычную на первых порах.

Вообще, возложение отрисовки вывода на плечи исключительно видяхи(проще говоря) на ОС без требовательных игр и сверхтяжелых 3д приложений- это гениально. Это позволило отдать освободившуюся производительность процессора на нужды системы, аппетиты которой весьма возросли.


Но вернемся к 11.10. Честно говоря, увидев этот ваш "Юнайт" я офигел и быстро перебрался именно на Гном-шелл и наблюдал за развитием этой среды(юнити) издалека. Что мне не понравилось?  В новой версии ядра сломали драйвера моей видяхи, мало того, что среда сырая, так еще и тупорылость дров добавляли шарма, а ведь весь интерфейс отрабатывает именно видяха, компиз рисует. Вобщем это привело к тому, что пришлось садиться за клаву и красноглазить))
Однако после перехода с компиза на муттер(Гном шелл) многие проблемы ушли в небытие и я зажил нормальной половой жизнью(всмысле трахался с девушкой, а не с компом).
Так незаметно пролетели пол года и в свет вышла долгожданная, но уже не такая революционная 12.04.


Следующая ЛТС будоражила любопытство и желание. Вот тут я и подсел на Юнити. Этот релиз мне понравился с первой минуты работы. Все работало слаженно и быстро, интерфейс допилили, появились настройки, но главное- интуитивно и понятно, просто и комфортно. Небывалое удобство взаимодействия человека и куска пластика. Все под рукой и в одном углу, элементы меню не загромождают экран без надобности. Порадовало энергосбережение и отклик системы на действие пользователя, не порадовало- подтупливание панели Dash. Это пожалуй единственный крупный косяк, который кинулся в глаза, остальное настолько сглажено достоинствами, что незаметно. Появился новый отсылатель оповещений об ошибках Аппорт.
В это же время случилась еще пара немаловажных событий- вышла новая версия Гимпа с возможностью однооконного вида и (ну это вообще пздц) обновился Скайп.... сразу до четвертой версии, а Валве объявила о выходе Стим для линукс(я уже молчу о порте 1с). Шок, слезы-сопли, ликование. Снова куча обзоров, радости и сцаных тряпок, летящих в основном в сторону юнити.
А сегодня вышел в свет 12.10. Это был уже долгожданный МНОЙ релиз. И тут нововведения кишат как опарыши в дохлой утке. Обзоров куча, загуглите. Я опишу лишь интересные для меня вещи. Первое, чего я так ждал- это полная интеграция веб приложений в интерфейс системы(Юзал еще на лтс). Что это? Ооооо, брат, это- новая эра развития ОСей, но Каноникл, на мой взгляд преуспели в этом больше остальных. Теперь оповещения о сообщениях(или изменениях)  из контакта или твиттера(и множества других ресурсов) отображаются в панели уведомлений, а поиск чего угодно производится из панели Dash(правда это только вершина айсберга), заядлым интернетчикам эта мулька придется по вкусу. Музыка, видео, фотки... при чем не только локальные, но и в сети. Все понравившееся я могу послушать, посмотреть и купить не отходя от кассы.
Моя видяха на новом ядре задышала свободнее, чем на 10.04.

Однако, есть и оборотная сторона медали. Теперь система, раздутая линзами, веб-аппами, фоновыми службами стала требовать гораздо больше ресурсов, чем 2 года назад. Но с одной стороны это и понятно. Современная система для современного железа. Правда замедление(если так можно выразиться) работы я ощутил лишь на своем старом куске пластика, но на новеньком самсунге с процом Ай3 и 4-мя гигами озу, но с HDD на 5400 об/мин(не так уж и мощно по современным меркам) новая Убунта показывает себя во всей красе.  Из коробки. Без бубнов и красноглазия. Расширился круг поддерживаемого железа, неприлично раздув ядро- но это лишь маленькая дань за безхлопотную установку и дальнейшую работу. Начинается подготовка по переходу на Вейланд- монолитный кусок бетона, вместо сендвича двойной буферизации и задержек. Плохо это или нет, обсуждать я не буду. Как новатор я всегда обоими руками ЗА любое развитие. Тем более есть куда отступать в случае неудачи) (на самом деле я и уже забыл, когда видел голую консоль... наверно, когда ковырял GMA500). Ядро все больше сливается с Андроидовским, что также имеет свои плюсы и минусы, холивар о которых я тоже пропущу.

Подведу небольшой итог:

Мы с вами бегло вспомнили небольшой отрезок пути развития замечательного дистрибулива Убунту линукс. Мы видели как на наших глазах этот малыш вырос из набирающего популярность дистра до мощной уже популярной и весьма распространенной инфраструктуры. Со своими облачными технологиями и контрактами от Известных производителей, со своими идеями, стремлениями, а главное- воплощением этих идей в жизни, предоставляя это на наш суд, нам в пользование, в нашу жизнь и при этом абсолютно бесплатно.

5 Snow Dimon: До 12.10 и старше | Как это было Привет! Сегодня мы поговорим о релизах популярного дистрибутива Убунту. (Внезапно!) Многое из сказанного будет скорее чисто субъективно...
ВКонтакте
FaceBook
Google+
UP